Площадь Искусств
Название этой площади, раскинувшейся перед белококонным
зданием Русского музея, глубоко закономерно и исторично. Созданный здесь
архитектурный ансамбль — замечательное произведение искусства — стал местом
сосредоточения культурных учреждений Ленинграда. В наши дни на площади
находятся Государственный Русский музей, Академический Малый оперный театр,
Филармония, Театр музыкальной комедии, музей-квартира И. И. Бродского,
Государственный музей этнографии народов, кроме того поблизости находятся
самые модные бутики, рестораны и
гостиницы Санкт Петербурга. Свыше 100 лет эта площадь неразрывно связана
с развитием русской культуры.
В 1830-х годах в угловом доме па Инженерной улике
(этот дом сохранился — на его месте выстроена школа) размещалась
принадлежащая издателю журнала «Отечественные записки» П. П. Свиньину
огромная коллекция произведений изобразительного искусства, в том числе
полотна выдающихся мастеров русской живописи. Коллекция была открыта
для обозрения и поэтому получила название «Музеума».
Архитектурны ансамбль этой площади начал складываться
еще в первой четверти 19 века – в период постройки Михайловского дворца.
Сооружение самого здания и разбивка усадьбы, для которой отвели часть
огромного сада, было поручено К.И. Росси. По его проекту до Марсова поля
была продлена Садовая улица, которая ранее кончалась у Итальянской улицы,
параллельно Невскому проспекту положили новую улицы, получившую название
Инженерной.
Работы по сооружению дворца были начаты весной 1819
года и закончены в 1825 году. Надолго затянулась застройка участков на
площади. В 1830 году по проекту архитектора А. П. Брюллова строится здание
Михайловского оперного театра (ныне Академический Малый оперный театр).
Фасад театра, как и другие здания на площади, был подчинен проекту К. И.
Росси. В 1840-х годах было закончено сооружение последнего на площади здания
Дворянского собрания (ныне Государственная филармония).
В дни празднования 250-летия Ленинграда летом 1957 года
в сквере на площади был открыт памятник великому русскому поэту А. С.
Пушкину (скульптор М. К. Аникушин, архитектор В. А. Петров). Это
выразительное, глубоко прочувствованное произведение. Памятник хорошо
просматривается среди старых деревьев, прореженных для того, чтобы раскрыть
с Невского проспекта вид на портик Русского музея.
Государственный Русский музей — один из 69 музейных
учреждений
Санкт Петербурга — наряду с Третьяковской галереей в Москве является
крупнейшим хранилищем произведений русского дореволюционного и советского
изобразительного искусства.
В 1895 году Михайловский дворец был приобретен для
устройства в нем музея русского искусства. В связи с этим потребовалась
значительная перестройка здания, выполненная по проекту архитектора В. Ф.
Свиньина. Первоначальную отделку, осуществленную под руководством и при
участии К. И. Росси, сохранили большая парадная лестница и центральная
гостиная (ныне «Белый зал»).
После открытия в 1898 году музей располагал небольшой
картинной галереей, дополненной немногими произведениями русской скульптуры,
переданными из Эрмитажа, Академии художеств, Аничкова и пригородных дворцов.
Дальнейшее пополнение проводилось путем незначительных покупок и
пожертвований. Первоначальная музейная коллекция, выставленная для
обозрения в количестве 400 картин и 70 произведений графики, носила
случайный характер и не отражала процесса развития русского искусства, так
как многие крупные художники в музее представлены не были. Помимо
художественного отдела, в состав музея входили этнографический отдел
(открыт в 1902 году) и историко-бытовой отдел (открыт в 1913 году).
После октябрьской революции собрание Русского музея
расширилось в несколько раз, пополнилось многочисленными произведениями
огромной художественной ценности из бывших царских дворцов и частных
коллекций. Создан отдел советского искусства, который был размещен в
выходящем на канал Грибоедова соседнем здании, построенном в 1912—1916
годах по проекту академика архитектуры Л. Н. Бенуа. В 1948—1953 годах это
здание было реконструировано.
Увеличение собраний еще в предвоенные годы вызвало
необходимость преобразования музея. Отдел этнографии был выделен в
самостоятельный Государственный музей этнографии, а материалы
историко-бытового отдела переданы в Государственный Эрмитаж. Таким образом,
в Русском музее были сосредоточены только произведения искусства. В наши дни
коллекции Русского музея в
Петербурге насчитывают более 300 тысяч музейных предметов.
Русское искусство представлено наиболее полно во всех
его формах живопись, скульптура, графика, прикладное искусство
крупнейшими мастерами. Коллекция отражает развитие русской художественной
культуры почти за десять веков и позволяет оценить ее огромный вклад в
сокровищницу мирового искусства.
Ранние памятники — фрески, мозаика, иконы, в том
числе замечательные работы Андрея Рублева и Симона Ушакова —
свидетельствуют о высоком уровне искусства в Древней Руси. В числе
богатейшего собрания произведений исторической живописи XVIII века —
монументальные композиции А. П. Лосенко и Г. И. Угрюмова. Коллекция
скульптуры включает работы Ф. И. Шубина, М. И. Козловского, И. П. Мартоса,
В. И. Демут-Малиновского и других мастеров. Посетители подолгу стоят у
картины К. П. Брюллова ««Последний деньПомпеи», заслужившей высокую
оценку А. С. Пушкина. и М. И. Глинки.
Большое место в собрании занимают произведения
возглавлявшейся И. Н. Крамским группы передвижников, решительно
противопоставивших официально господствовавшему тогда академическому
искусству искусство критического реализма, правдиво, с демократических
позиций отображавшее народную жизнь. Особенно широко представлена русская
пейзажная живопись. Здесь можно видеть полотна И. К. Айвазовского, А. К.
Саврасова, Ф. А. Васильева, И. И. Шишкина, И. И. Левитана.
Многие залы музея занимают произведения И. Е. Репина и
В. И. Сурикова, которым принадлежит центральное место в русском
реалистическом искусстве второй половины XIX века. Среди шедевров —
репинские картины «Запорожцы», «Торжественное заседание Государственного
Совета», полотна В. И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход
Суворова через Альпы».
Позднее музей пополнился произведениями советских
художников И. И. Бродского, А. А. Рылова, А. М. Герасимова, А. Ф. Пахомова,
В. А. Серова, В. М. Орешникова, скульпторов В. И. Мухиной, М. Г. Манизера,
Н. В. Томского. натюрморты, произведения скульптуры, графики, прикладного
искусства. Жемчужиной музея является «Черный квадрат» Казимира Малевича и
ряд других его работ.
В непосредственной близости с Русским музеем
размещается другое крупное музейное учреждение — Государственный музей
этнографии народов. В нем сосредоточены богатейшие коллекции материалов,
характеризующие быт, уклад жизни, типы жилищ, одежды, домашней утвари
народов России на разных исторических этапах их развития.
Популярностью пользуется и расположенный на площади
Искусств академический малый оперный театр. Он основан в 1833 году. До
революции на его сцене шли спектакли гастролировавших драматических и
оперных итальянских групп, а позже французских актеров. Еще один театр
работает на площади Искусств – Театр музыкальной комедии. В 1929 году он
открыл свой первый сезон. В период блокады Ленинграда, этот театр был
единственным, который оставался открытым в городе и не прекратил свою
работу. |