меню Рынок гражданской авиации России — это сложная система, находящаяся в непрестанном развитии. Кроме главных игроков — авиакомпаний и аэропортов, на рынке работают транспортные и туристические агентства, экспедиторы, компании по обеспечению воздушных судов авиа-ГСМ, авиаремонтные предприятия, лизинговые и страховые компании. Обострившаяся конкуренция, усложняющая структуру этих организаций, и специфические факторы риска влияют на создание особых финансовых условий развития рынка гражданской авиации в России. Каковы эти факторы и как минимизировать риски? Об этом пойдет речь в статье.
Гражданская авиация — сложная, но динамично развивающаяся отрасль
Основными факторами рисков на рынке авиаперевозок являются состояние конкурентной среды на рынке авиаперевозок; удорожание стоимости авиа ГСМ, услуг по ремонту и продлению ресурсов ВС; повышение авиатарифов; сезонность авиаперевозок; повышенный эксплуатационный риск на транспорте. Если рассматривать структуру баланса авиакомпании, можно отметить следующие ее особенности. 1. Значительный удельный вес дебиторской задолженности покупателей, который объясняется особенностями формирования выручки предприятия. Фактически вся продукция авиакомпаний, выполняющих регулярные авиаперевозки, продается в долг. Это связано с тем, что выручка формируется путем продажи авиабилетов на рейсы авиакомпании на весьма обширной территории — зачастую не только российской, но и других стран. Продажа авиаперевозок не может осуществляться непосредственно в авиакомпании: для этого ей потребовалось бы содержать свои филиалы во всех городах, где существуют потенциальные потребители продукции авиакомпании. Поэтому продажа авиаперевозок ведется через посредников — агентов, которые представляют собой самостоятельные предприятия, продающие услуги посредством доступа в автоматизированную систему бронирования и получающие доход в виде определенного процента от выручки. Таким образом, выручка авиакомпании на момент выполнения рейса рассредоточена между сотнями агентов. Учет выручки и формирование дебиторской задолженности производятся на основании так называемого «полетного купона» — одной из составляющих авиабилета, который изымается в момент регистрации и передается авиакомпании-перевозчику. 2. Главной особенностью структуры раздела «Краткосрочные обязательства» можно считать значительный удельный вес краткосрочной кредиторской задолженности перед поставщиками. Особенности материальных затрат авиапредприятий заставляют предположить, что следствием будет неминуемое возрастание уровня кредиторской задолженности перед поставщиками. Прежде всего, их количество многократно превышает аналогичный показатель для предприятий производственной сферы. Только в одном аэропорту к числу поставщиков можно отнести непосредственно аэропорт, топливную компанию, предприятие, оказывающие услуги по радионавигационному обеспечению в зоне аэродрома, метеослужбу, предприятие, предоставляющее услуги по обеспечению питанием, и др. (гостиницы, штурманское и медицинское обслуживание). Приче этом степень срочности выплаты им кредиторской задолженности не ниже, а иногда и выше, чем у других предприятий: даже незначительный сбой в графике платежей может привести к отказу от обслуживания.
***
Факторинг — вариант решения ряда проблем гражданской авиации
Как мы видим, одни из основных проблем авиапредприятий — постоянная нехватка оборотных средств и появление кассовых разрывов. Каковы стандартные способы борьбы с последним? Это снижение цены и оплата по факту, получение поставщиками, в свою очередь, отсрочки платежей, простой срочный кредит, овердрафт и, конечно, факторинг. Факторинг — это комплекс финансовых услуг для поставщиков товаров или услуг, предоставляющих отсрочку платежа. По своей сути он является разновидностью посреднической деятельности, при которой предприятие за определенную плату передает фирме-посреднику (факторинговой компании) право получать и зачислять на его счет причитающиеся ему от покупателей суммы денег. Одновременно с этим посредник кредитует оборотный капитал клиента и принимает на себя его кредитный и валютный риски. Гражданский кодекс Российской Федерации (глава 43, ст. 824) определяет факторинговые операции следующим образом: «По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование». Суть факторинга заключается в предоставлении трех видов сервиса торговым, производственным и сервисным компаниям: финансирование оборотных средств, покрытие ряда рисков, имеющих место в торговых операциях компаний, и административное управление дебиторской задолженностью.
Схема факторинга выглядит достаточно просто. Поставщик отгружает продукцию покупателю на условиях отсрочки платежа. Накладные передаются в факторинговую компанию. Она, в свою очередь, платит компании по накладным за отгруженный товар от 50% до 90% долга покупателя (размер этой суммы зависит от величины сделки, продолжительности отсрочки оплаты, рисков, связанных с работой клиента, и количества отгружаемого товара). Позже покупатель переводит на счет факторинговой компании деньги в размере стоимости товаров, поставленных фирмой-продавцом на условиях отсрочки платежа. После этого факторинговая компания переводит остаток суммы поставщику. Сфера применения факторинга достаточно широка. Он распространяется как на поставки товаров (например, продукты питания, потребительские, химические, фармацевтические товары, лесоматериалы и т. д.), так и на оказание услуг (например, транспортные перевозки, туризм, связь и т. д.), как на торговлю внутри страны, так и на экспортно-импортные операции. Таким образом, поставщик получает возможность планировать свои финансовые потоки вне зависимости от платежной дисциплины покупателей, будучи уверенным в безусловном поступлении средств из банка против акцептованных товарно-транспортных документов по поставкам с отсрочками платежа. Зачастую оборот поставщика ограничивается лишь за счет того, что покупатель не в состоянии оплатить больший объем закупки, не имея для этого достаточных оборотных средств, а поставщик, соответственно, не имеет оборотных средств, необходимых для предоставления или увеличения товарного кредита покупателю. Характерно, что при факторинге у банка нет необходимости требовать залог от поставщика, вынуждать его (либо его дебиторов) открывать расчетные счета в одном из своих офисов, а также изучать степень обремененности поставщика кредитными обязательствами перед другими финансовыми институтами. Эти три особенности приемлемы для банка и не грозят ему значительными дополнительными рисками в связи с тем, что в согласно договору факторинга и главе 43 Гражданского кодекса дебиторами банка при факторинговом обслуживании поставщика становятся его покупатели. Банк диверсифицирует собственные кредитные риски, разнося их по покупателям. Риск потери всей суммы авансовых платежей на одного поставщика при этом уже невелик, что позволяет банку принципиально отказаться от залогов при факторинге. Финансовым результатом внедрения факторинга в торговый процесс поставщика становится ускорение оборачиваемости средств и, следовательно, сокращение потребности в них. Поскольку при финансировании поставщика в рамках факторинга последний фактически не становится заемщиком (в отличие от случая с кредитом), в его балансе не возникает кредиторской задолженности. Таким образом, оставаясь «чистым» от долгов, по мере необходимости поставщик сможет смело претендовать на дополнительное финансирование, например в форме кредитной линии или овердрафта, как в банке-факторе, так и в любом другом. Имущество, товар, запасы сырья и прочие активы сохраняют свою функцию быть потенциальным залогом для обеспечения этих кредитов. Коммерческий результат выражается, в числе прочего, в возможности постоянного поддержания всей необходимой номенклатуры товарного ассортимента в количестве, достаточном для полноценного обеспечения спроса покупателя. Возможность получать средства по поставке сразу после отгрузки за счет банка позволяет предложить покупателю более льготные условия покупки (например, повысить лимит товарного кредита, увеличить отсрочку платежа и т.п.). Это, в свою очередь, обернется ростом объемов сбыта по имеющимся покупателям и привлечением новых, а также установкой долгосрочных деловых связей и с теми, и с другими.
Практические аспекты использования факторинга в гражданской авиации
Одни из ярких примеров внедрения факторинга в гражданской авиации — рынок поставок топлива авиакомпаниям, деталей на авиапредприятия и, конечно же, продажа билетов самой авиакомпанией. Именно здесь ситуация с возникновением кассовых разрывов, дебиторской задолженностью приводит к нелегкому выбору между отказом от практики безавансовых поставок, влекущим за собой снижение привлекательности предприятия-поставщика для покупателя, и вынужденным «товарным кредитом». Для того чтобы не попасть в ситуацию «выбора без выбора» и не пытаться улучшать финансовые показатели компании за счет снижения ее конкурентоспособности, следует применять финансовые методы, которые успели хорошо себя зарекомендовать на рынках со схожими финансовыми проблемами. Например, авиакомпания может обратиться к банку-фактору, чтобы тот купил у топливных компаний ее задолженность. Комиссию фактору платит топливная компания, которая сразу получает от него большую часть задолженности. А авиакомпания ко всему прочему устраняет проблему ведения учета по своим платежам, поскольку эту задачу берет на себя банк. Точно так же к фактору может обратиться и топливная компания, которая хочет передать задолженность авиакомпании банку и получить живые деньги. Каждой стороне этой сделки факторинг приносит выгоду: 1. Топливная компания, которая произвела отгрузку продукции авиакомпании, может сразу получить от фактора (финансового агента) плату за отгруженный товар, не дожидаясь срока расчета с авиакомпанией, что предотвращает длительные кассовые разрывы, позволяет увеличить объем продаж и конкурентоспособность благодаря предоставлению покупателям льготных условий (отсрочки) оплаты товара под надежную гарантию. Применение факторинга позволяет получить кредит до 80—90% от стоимости поставляемого товара. 2. Авиакомпания получает товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3 мес.), увеличивает объем закупок, сводит к минимуму риск получения некачественного товара и ускоряет оборачиваемость средств. 3. Банки или иные кредитные и специализированные организации, выкупающие денежные требования (финансовые агенты), расширяют с помощью факторинга круг оказываемых услуг, добиваются дополнительных доходов. Так, финансовый агент получает не только доходы по кредиту, комиссионное вознаграждение за досрочное финансирование, но и комиссию за оказание иных финансовых услуг в рамках факторингового обслуживания. Динамика роста рынка факторинга в России позволяет надеяться, что практика применения этой услуги в сфере гражданской авиации будет постоянно расширяться. А это приведет к тому, что российская гражданская авиация повысит свою конкурентоспособность на международном рынке.
Warning: in_array() [function.in-array]: Wrong datatype for second argument in /www/vhosts/nicesofa.ru/html/af5748c3e4694c156c22d17be35c8e82/sape.php on line 192
|